Виды соединений

Вентиляционные системы промышленного назначения, как правило, состоят из протяженных и разветвленных линий воздуховодов. Конструкция воздушного канала представляет собой трубопровод, составленный из отдельных унифицированных фрагментов с присоединительными элементами. Монтаж системы производится в различных, иногда чрезвычайно сложных условиях, требующих простоты и высокой скорости сборки.

Существуют разные типы соединения вентиляционных труб между собой:

  • фланцевые
  • бандажные
  • ниппельные

Мнение эксперта
Инженер теплоснабжения и вентиляции РСВ
Федоров Максим Олегович
Фланцевые типы соединения применяются как на прямоугольных, так и на круглых воздуховодах. Бандажные виды разработаны специально для прямоугольных каналов, а ниппельные — оптимальный вариант соединения круглых воздуховодов. Они не требуют использования резьбовых элементов. Это высоко ценится при выполнении монтажа на высоте, в сложных погодных условиях, при отсутствии достаточного освещения. Обеспечивают герметичность и надежность, прочность стыковки отдельных участков.

Существует два вида конструкции:

  • ниппель
  • муфта

Они работают на одинаковом принципе, только ниппель располагается внутри, а муфта — снаружи. Рассмотрим ниппельное соединение воздуховодов внимательнее:

Ниппельное соединение в системе вентиляции

При изготовлении воздуховодов основную сложность представляют соединительные элементы. Фланцы приходится крепить с помощью сварки, развальцовки или иными методами. При стыковке внахлест необходимо обеспечивать соответствие диаметров, что создает определенную сложность в монтаже. Фальцевые воздуховоды также требуют включения в технологическую цепочку дополнительных операций, использования оборудования.

Ниппельные виды позволяют полностью исключить подобные сложности. Появляется возможность производить участки воздуховодов без изменения диаметра, исключить лишние технологические операции и снизить расход материалов.

Ниппельные соединения представляют собой способ стыкования отдельных участков воздушного канала путем установки короткого патрубка меньшего или большего диаметра, плотно вставленного (или одетого) в оба отрезка трубы. Толщина металла, использованного для изготовления элемента, соответствуют параметрам материала основных воздуховодов.

Посередине ниппеля имеется специальный прокатанный бортик, который называется зиг. Он представляет собой род буртика (или канавки, если речь идет о муфте), ограничивающего глубину соединения и уплотняющего стык трубопроводов.

Кроме того, присутствуют прокладки из специальной резины, устойчивой к пересыханию или растрескиванию. Их может быть несколько, для лучшего уплотнения или герметизации соединения.

Монтаж

Монтаж ниппельных соединений требует использования дополнительных герметизирующих материалов. Это особенно актуально при использовании недорогих ниппелей, не оборудованных уплотнительными элементами.

Мнение эксперта
Инженер теплоснабжения и вентиляции РСВ
Федоров Максим Олегович
Для соединения надо вставить ниппель в трубу и вращательным движением ввести его до упора в зиг. Затем берется отрезок воздуховода и одевается на ниппель подобным образом. Нередко приходится на края или в нескольких местах наносить слой герметика, чтобы уплотнить соединение и добавить ему прочности.

Установка муфты производится подобным образом, с поправкой на тип конструкции — сначала ее одевают на трубопровод до упора в канавку, затем вставляют в противоположный торец вторую трубу. Процесс несложен и не требует много времени, за что высоко ценится монтажниками, прокладывающими вентиляционные системы.

Существуют ниппели и для воздуховодов прямоугольного сечения, но они встречаются редко и не ценятся монтажниками из-за неудобства использования. Такие элементы нельзя вкручивать, поэтому приходится их забивать, что делает монтаж более трудоемким и медленным.

Типовые размеры

Все соединительные элементы должны точно соответствовать основным параметрам воздуховодов, иначе их нельзя применять на практике. Для ниппелей это наиболее актуально, поскольку любое отклонение от стандарта создаст либо полную невозможность использования, либо сделает монтаж непрочным и неплотным. Все типоразмеры ниппелей и муфт привязаны к стандартным параметрам воздуховодов с положенными допусками.

Диаметр ниппелей находится в диапазоне 100-1250 мм. Всего имеется 19 вариантов размера. Длина элементов составляет:

  • для диаметров 100-500 мм длина ниппеля — 140 мм
  • для 560-900 мм — 200 мм
  • для 1000-1250 мм — 250 мм

Соответствующим образом изменяется вес и площадь сечения. Этот момент важен при расчетах, поскольку даже небольшое уменьшение пропускной способности во множественном числе значительно изменяет режим воздухообмена.

Виды герметизации и прокладочных материалов

Необходимость герметичности соединений воздуховодов имеется практически всегда. Если не принципиальна опасность попадания внутрь канала наружного воздуха или утечки из него перемещаемой газовоздушной среды, возможно падение давления и нарушение режима вентиляции. Это особенно важно для линий большой протяженности или с большим количеством ответвлений, где малейший сбой дает серьезные отклонения от расчетных параметров.

Уплотнение ниппельных соединений с момента их появления производилось с помощью резиновых манжет. Может присутствовать одна или две таких манжеты, дающих хорошее качество уплотнения. Проблема в долговечности этих элементов, так как резина склонна к пересыханию или самовулканизации, постепенно изменяющей размеры и общее состояние материала.

Мнение эксперта
Инженер теплоснабжения и вентиляции РСВ
Федоров Максим Олегович
Учитывая это, многие изготовители отказались от использования резиновых элементов и выпускают ниппельные соединения без прокладок. Вместо этого используют алюминиевый или полимерный скотч, который работает значительно надежнее резиновых манжет и имеет срок службы, сопоставимый с длительностью эксплуатации системы, особенно при эксплуатации внутри отапливаемых и сухих помещений. При наружном использовании скотч приходится менять по истечении определенных промежутков времени, определяемых условиями работы.

Кроме того, нередко используют различные герметики, которые наносят на поверхность ниппеля во время монтажа. Этот способ дает хорошую герметичность и плотность, повышает прочность соединения, но, при необходимости демонтажа системы, заметно осложняет процесс.

Плюсы и минусы соединения

Достоинствами ниппельного соединения считаются:

  • простота и высокая скорость монтажных работ
  • отсутствие лишних технологических операций при изготовлении элементов системы
  • высокая ремонтопригодность, возможность повторного использования
  • наличие всех типоразмеров, позволяющее соединять любые воздуховоды
  • экономичность, высокая производительность изготовления
  • низкая цена, доступность элементов

Существуют и недостатки:

  • демонтаж ниппельных соединений, особенно старых или установленных на герметик, достаточно сложен
  • ремонт трубопровода с ниппелем затруднен из-за сложности разъединения участков. Приходится вытаскивать элементы в осевом направлении, что возможно только в редких случаях

Несмотря на некоторые недостатки, ниппельные соединения высоко ценятся монтажниками и работниками, обслуживающими вентиляционные системы.

Рекомендуемое оборудование

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Вентиляторы радиальные общего назначения: технические характеристики