Вентиляция паркинга и автостоянки

Увеличение количества автомобилей на дорогах страны поставило массу серьезных задач, одной из которых является проблема организации стоянок. Современные жилые здания проектируются с подземными паркингами, не менее популярными становятся отдельные крытые автостоянки, построенные на поверхности земли. Специфика эксплуатации паркингов такова, что внутри помещений постоянно находятся автомобили с работающими двигателями, поэтому наличие соответствующей вентиляционной системы является насущной и жизненно важной проблемой.

Автомобили, хранящиеся на наземных и подземных автостоянках, въезжают и выезжают из помещения своим ходом. Кроме того, постоянно производится прогревание двигателей, то есть некоторое время автомобили стоят с заведенными моторами, работающими на холостом ходу. Все это время в воздух выделяется соответствующее количество выхлопных газов, содержащих вредные (а в больших количествах — смертельные) для здоровья человека вещества:

  • угарный газ (CO)
  • бензопирен
  • оксид серы
  • альдегиды
  • углеводороды
  • сажа

инженер по вентиляции
Мнение эксперта
Инженер теплоснабжения и вентиляции РСВ
Федоров Максим Олегович
Внимание! К наиболее токсичным веществам относятся оксиды азота. Они опаснее, чем угарный газ, в 10 раз, а с учетом вторичных соединений — в 40 раз.

Всего в составе смога, образующегося от выхлопных газов автомобилей, содержится больше десятка сложных соединений и вредных для здоровья элементов. Основная опасность их состоит в способности накапливаться в организме, воздействуя понемногу, исподволь.

Необходимость оперативного вывода отработанных газов очевидна. Особенно сильно проблема проявляется на поземных паркингах, где вредные газы, опускаясь вниз, способны превысить предельно доступную концентрацию и стать опасными для жизни людей. Поэтому наличие качественной вентиляции для подобных помещений определено требованиями СНиП, санитарными и противопожарными нормами.

Основные требования и нормы

Существует большое количество нормативных документов, так или иначе регулирующих режимы вентиляции паркингов и крытых автостоянок. Воздухообмен в этих сооружениях является законодательно определенным направлением, несоблюдение требований может привести к административному или уголовному преследованию. Нормы, действующие для крытых автостоянок и паркингов, учитывают высокое содержание токсичных элементов и соединений в выхлопных газах автомобилей.

инженер по вентиляции
Мнение эксперта
Инженер теплоснабжения и вентиляции РСВ
Федоров Максим Олегович
Важно! Наибольшее внимание уделяется окиси углерода или угарному газу (CO), поскольку он не имеет запаха и способен накапливаться до опасных концентраций, не будучи обнаруженным.

Предельно допустимые концентрации

  • для индивидуальных стоянок — до 20 мг/м3
  • для автостоянок при офисах или общественных зданиях — до 50 мг/м3 (при условии кратковременной стоянки до 1 часа)
  • в рампах — до 100 мг/м3 (при длительности работы до 30 минут)

Предельно допустимая концентрация CO составляет 20 мг/м3 (ГН 2.2.5.686-98), но это значение принято для замкнутых помещений.

Общественные стоянки или рампы (наклонные пандусы для перемещения автомобиля на другой уровень) имеют дополнительный приток воздуха, разбавляющий вредности, поэтому на короткое время допускается превышение ПДК на этих участках.

Если не производить постоянных проверок или не вентилировать воздух в нужной степени, превышение допустимой концентрации уровня CO в воздухе паркинга способно привести к летальным исходам. Угарный газ тяжелее воздуха и собирается в нижней части помещения. По этой причине количество ярусов для подземных паркингов ограничено 5, а для надземных стоянок — 9 ярусами.

Норма кратности

Нормой кратности (величины, определяющей, сколько раз весь объем воздуха сменяется в течение одного часа) для паркингов считается 2, хотя в некоторых источниках указывается другое значение — от 4 до 6. Это обусловлено размерами и конфигурацией паркинга, составом автомобилей, другими специфическими факторами.

Объем приточного воздуха должен составлять не менее 150 м3 на каждое машиноместо, причем, общий приток должен составлять 80% от объема вытяжки, чтобы внутри здания создавалось отрицательное давление, организующее естественный приток воздуха снаружи.

Типы вентиляции

Используются следующие типы вентиляционных систем:


Выбор того или иного варианта обусловлен размерами, конфигурацией и спецификой автомобилей, хранящихся на стоянке. Кроме того, большое значение имеют климатические условия в регионе, среднегодовые температуры и, в особенности, температуры в зимнее время.

Естественная

Паркинги и крытые стоянки имеют большие проемы (ворота), позволяющие проникать внутрь значительным массивам свежего воздуха. Роль естественной вентиляции в организации воздухообмена велика, поэтому считается, что принудительная вентиляция должна применяться на расстоянии 20 м от ворот и более. При этом, в регионах с низкими зимними температурами, где необходимо закрывать помещение для защиты от морозного воздуха, естественная вентиляция не учитывается.

Вытяжка

Использование принудительной вытяжки с естественным притоком позволяет эффективно выводить выхлопные газы, но способствует образованию участков застоя. Для паркингов наличие таких мест недопустимо, поскольку появляется возможность образования облаков угарного газа или окислов азота, опасных для людей.

Приток

Принудительная приточная вентиляция с естественной вытяжкой производит вытеснение отработанных газов наружу. Вариант считается ненадежным и нежелательным для использования в городских массивах. Вытесняемый воздух может создавать облака, скопления в местах понижения рельефа, примыкающих к стоянке. Для жителей окрестных домов такой вариант создаст невыносимые условия, не соответствующие санитарным нормам.

Приточно-вытяжная система

Использование полноценной приточно-вытяжной системы вентиляции является оптимальным вариантом организации воздухообмена. Появляется возможность качественно регулировать объемы выводимого и поступающего воздуха, обеспечить избыточность вытяжки, организовать тщательную фильтрацию выводимого потока и подготовку (подогрев) притока. Управление воздухообменом на всех этапах процесса, качественное взаимодействие системы со средствами пожаротушения и дымоудаления позволяет обеспечить все требования и нормы вентиляции, существующие для паркингов и подземных автостоянок.

Особенности вентиляции АЗС, закрытых паркингов, подземных автостоянок и автосалонов

Большинство крытых или подземных паркингов, стоянок, АЗС и прочих помещений имеют сложную структуру. При них имеются кафе, магазины, автомойки. Все смежные помещения должны быть обеспечены качественным приточным потоком воздуха, исключающим попадание во внутреннюю атмосферу вредностей, выделяемых работающими двигателями.

Поэтому все дополнительные отделения должны иметь повышенное давление воздуха относительно стоянки, чтобы исключить проникновение отработанных газов.

Обычно этот вопрос решается использованием только вытесняющей приточной линии с естественным выводом отработанного воздуха во внешние помещения или на улицу.

При проектировании систем вентиляции необходимо учитывать конфигурацию, размеры помещений, высоту потолков и прочие факторы, способные повлиять на эффективность разбавления вредных отработанных газов.

Чем ниже потолки, тем сильнее проявляется необходимость в активной вытяжке, поскольку концентрация газов резко возрастает. Для переходов из одного отделения в другое целесообразно устанавливать тамбуры с отсечной вентиляцией, позволяющие организовать воздушные потоки и, при необходимости, перенаправить их (например, в случае пожара или сильного задымления).

Дымоудаление паркинга

Системы противопожарной вентиляции и дымоудаления предназначены для обеспечения эвакуации людей в случае возгорания или сильного задымления помещения. При этом, необходимо учитывать специфику паркингов и размещать всасывающие патрубки вентиляторов дымоудаления в нижних уровнях, так как частицы дыма и прочие продукты сгорания топлива имеют большой вес и концентрируются поблизости от пола.

То же относится и к отработанным газам, имеющим плотность и вес больший, чем у воздуха. Согласно противопожарным нормам, на один пожарный отсек должен быть оборудован один вентилятор дымоудаления с автономной системой вывода продуктов горения и собственной аппаратурой управления. Зона действия одного дымоприемного патрубка не должна превышать 1000 м2.

Это заставляет строить более высокие помещения с воздуховодами большого сечения. Для снижения расходов на строительство и экономии на оборудовании используются струйные вентиляторы, состоящие из вентилятора подпора, вмонтированного в сквозной корпус с приемным и направляющим патрубками. Системы дымоудаления со струйными вентиляторами действуют намного эффективнее воздуховодов, быстро вытесняя дым и отработанные газы в сторону воздухоприемных решеток, откуда они выводятся наружу.

Пример расчета и схема

Расчет вентиляции паркинга производится по количеству автомобилей (максимальному) или по кратности воздухообмена. Следует учитывать, что система вентиляции парковки включает в себя несколько линий, работающих как в связке (приточка-вытяжка), так и по отдельности (дымоудаление, подпор). Для производства качественного расчета необходимо составить схему вентиляции, например, такую:

Схема вентиляции паркинга, фото

По схеме можно наглядно представить расположение воздуховодов и вентиляторов, обнаружить места возможного застоя воздуха, устранить иные ошибки.

При подсчете воздухообмена из расчета на одно машиноместо появляется опасность выбора чрезмерно производительной системы, так как все автомобили одновременно никогда не заводятся. Расчет по кратностям также чреват ошибками, поскольку он никак не учитывает конфигурацию помещения и прочие важные факторы.

Наиболее правильным вариантом станет параллельный подсчет по обоим параметрам с последующей корректировкой полученных значений.

Производительность системы, рассчитанная по кратности, определяется произведением объема помещения на количество циклов замены воздуха в час. По машиноместам — умножается 150 м3 (норма СНиП) на проектное число автомобилей.

Полезное видео

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Вентиляторы высокого давления